Главная / СЕМЬЯ / С какого возраста ребенок может ходить в школу один?

С какого возраста ребенок может ходить в школу один?

С какого возраста ребенок может ходить в школу один?

Многие родители, вспоминая свое детство, рассказывают современным школьникам, что уже в 5-6 лет гуляли одни на улице, а в школу ходили с первого класса, открывая двери своим ключом. Сейчас же большинство детей не выпускают одних на улицу, многих водят в школу до подросткового возраста. И нельзя сказать, что волнения родителей необоснованны, детей можно и нужно опекать, даже если у нас нет законов, запрещающих им находиться на улице без взрослых. Но как понять, не перегибаете ли вы палку, не превратилась ли ваша забота о ребенке в гиперопеку? Психологи уверены, что в этом случае нельзя говорить о конкретных цифрах (например, можно отпускать ребенка одного в школу, как только ему исполнится 10 лет). Многое зависит от самого школьника, от того расстояния, которое ему предстоит пройти, от района (криминогенность, наличие больших дорог) и других факторов.

Когда можно отпускать ребенка одного
В больших городах, таких, как Москва и Петербург, детей обычно встречают и провожают, пока им не исполнится 10 лет. В маленьких городах гулять, ходить самостоятельно в школу дети могут с 1 класса. Ситуация меняется, если у ребенка есть старший брат или сестра, которым родители без страха доверяют школьника. Чаще девочек провожают до школы дольше, чем мальчиков. Большинство детей к 12 годам уже неплохо ориентируются в окрестностях, могут самостоятельно сходить в ближайший магазин или посещать кружки, а с 14 лет начинают разъезжать по городу.

Однако нет каких-то норм, правил, согласно которым нельзя отпускать ребенка одного в школу. Если она находится рядом, нет необходимости переходить дорогу, и первоклассника не обязательно провожать до дверей учебного заведения. Да и дети бывают разными. Кто-то быстро становится самостоятельным, а кто-то привык к постоянной опеке со стороны мамы или бабушки.

Было замечено, что дети, выросшие в многодетных семьях, без нянь и бабушек, с работающими родителями бывают более самостоятельными. Если же ребенок привык к тому, что рядом с ним постоянно находится кто-то из взрослых, он может не сориентироваться на местности, заблудиться, испугаться. Психологи подтверждают, что можно отпускать школьника одного со 2-3 класса, если он может контролировать свои действия. В тех случаях, когда дорога небезопасна, можно провожать его до 5 класса, и это не будет гиперконтролем. Не стоит ориентироваться на других родителей, вы лучше знаете своего ребенка и можете определить, готов он к этому или нет.

Конечно, важно учитывать и мнение самого школьника. Если он не хочет, не готов, испытывает сильный стресс, не стоит настаивать, напоминать, что он большой и пора становиться самостоятельным. И, наоборот, когда ребенок настаивает на том, что хочет один идти в школу, т.к. все его одноклассники приходят без родителей, можно пойти ему навстречу. Первое время взрослый и ребенок могут вместе проходить половину дороги, а оставшуюся часть он осилит сам. И, конечно, маршрут до школы он должен хорошо выучить, тем, кто переехал в новый район, стоит несколько раз сходить вместе с ребенком, пока он не запомнит, как добираться до учебного заведения и обратно. Можно ввести свое ежедневное правило: дошел до школы и написал сообщение родителям. Это займет одну минуту, но мама и папа будут спокойны. Согласно статистике, в 3 классе сам ходит в школу каждый 5 ребенок, а в 4 классе – каждый 2.

Как подготовить ребенка
К счастью, ни на какие подготовительные курсы записывать детей не нужно, но все же некоторые правила поведения на улице стоит заранее обговорить, сколько бы лет не было ребенку. Это нам они кажутся элементарными, а дети могут всего этого не знать, хотя бы потому, что взрослые не предупредили, не рассказали:

1. Ребенок должен знать свою фамилию и имя, выучить свой адрес и номер телефона хотя бы одного из родителей. Хорошо, если он помнит телефон службы спасения.
2. Важно повторить основные правила дорожного движения, вспомнить, как самостоятельно переходить дорогу. Объясните школьнику, что нельзя торопиться, нужно обязательно смотреть на дорогу, а не только на светофор. Некоторые водители могут проскочить и на зеленый свет, на дороге не все и не всегда соблюдают правила дорожного движения, поэтому на этом участке пути нужно быть особенно внимательными. Если есть подземный переход, стоит идти к нему, даже если придется сделать небольшой крюк, это лучше, чем переходить дорогу в тех местах, где нет разметок или светофора.
3. Если у ребенка имеются какие-то хронические заболевания, он должен знать, что это за болезни и какие лекарства, в каких количествах он принимает.
4. Нужно поговорить с ребенком и объяснить, что, если возникли какие-то серьезные проблемы, можно попросить помощи у взрослых.
5. Важно рассказать и об элементарных правилах безопасности. Например, ребенок должен знать, что нельзя заходить в лифт или подъезд с незнакомыми людьми. Если человек сам настаивает на этом, сказать прохожему, что он ждет папу или маму, а в случае опасности нужно сразу же кричать и звать на помощь.
6. Важно, чтобы дети младшего школьного возраста никогда не заговаривали с незнакомыми людьми, каким бы ни был повод для разговора. И это касается всех прохожих, т.к. по внешнему виду сложно отличить, особенно ребенку, потенциально опасного человека от того, кто имеет благие намерения. Дети плохо разбираются в людях, поэтому разговаривать им стоит только с теми, кого они хорошо знают: с соседями, учителями, родителями одноклассников и т.д. Они должны помнить, что у взрослого человека не может быть каких-то срочных дел, которые могли бы касаться детей, в случае необходимости прохожие могут обратиться за помощью к взрослым.
7. Стоит выучить и еще одно золотое правило: всегда обходить пьяных людей стороной. Их поведение непредсказуемо, они могут обидеть, ограбить, напугать. Нельзя с ними заговаривать, тем более, спорить, а лучше сразу отойти.

Родители часто переживают за детей, считают, что тревожась о них, проявляют свою любовь. Но это не так, чаще всего это показатель тревожности матери, которая с трудом отпускает от себя ребенка. А это не очень хорошо. Если постоянно водить его за ручку, школьник может подумать, что мир слишком опасный, он слабее других (остальные дети ходят в школу одни), его дела – всегда на первом месте, т.к. мама готова бросить все, чтобы водить его в школу. Поэтому так важно правильно угадать тот момент, когда школьник сможет стать более самостоятельным, взять на себя ответственность. Все проходят этот этап взросления, оттягивать его нет смысла, т.к. подобная «помощь» может только навредить, всему свое время.

Источник